Александр Николаевич Афиногенов прожил недолгую творческую жизнь, погиб во время налета фашистской авиации на Москву в октябре 1941 года тридцати семи лет отроду. Его путь в драматургии был не прост. Первой удачей стала пьеса «Далекое» (1935 год), где сочетались публицистичность и лиризм с тонким психологизмом.
Она с успехом была поставлена в «Театре имени Евг. Вахтангова» режиссером И. М. Толчановым. 1937 год стал поистине «черной» датой в жизни А. Афиногенова, по ложному доносу он был исключен из партии, а пьесы сняты с репертуара. Впоследствии он был оправдан и смог вернуться к творческой деятельности.
Зрители вновь встретились с настоящим Афиногеновым в лирической комедии «Машенька» — самой задушевной из афиногеновских пьес. По словам автора, он пришел к «Машеньке» «от страстного желания побыть среди хороших людей, сердечной теплоты и подлинной дружбы.
История взаимоотношений профессора Окаемова и его внучки Маши, идущих трудным путем взаимопонимания, рассказана автором подробно и эмоционально.
Образ старика — ученого, погруженного в науку, самодостаточного, заинтересовал народного артиста СССР В.А. Этуша и он выбрал эту историю для юбилейного спектакля к своему 90-летию. Владимир Абрамович не сразу принял это решение. Поиски материала были долгими и отнюдь не из-за отсутствия добротных пьес, но актер не находил в них ответа на вопросы, которые его сегодня волнуют. А у Афиногенова он увидел очень важную нравственную проблему.
В современном мире, переполненном информацией, прогрессом, техникой — уходит, нивелируется простое человеческое общение. Захотелось рассказать, как люди находят в общении — внимание, поддержку, как теплеют сердца и как бесценны нежность, дружба, привязанность, любовь.
Режиссер спектакля Родион Овчинников изменил название пьесы и, обозначив ее «Окаемовы дни», написал композицию по мотивам «Машеньки» Афиногенова, оставив из состава действующих лиц 6 персонажей с одной «корыстной» целью — подробнее рассмотреть каждого из них. Погружение в глубины человеческого характера в современном театре — редкость. Чаще мы говорим о проблемах человечества, пробегая мимо человека.
Родион Овчинников:
«Не напрасно в название спектакля вынесена фамилия. Нас интересует Род, Семья. Как мучительно иногда эти понятия складываются в живое человеческое сообщество. Как трудно поступиться своими принципами, стерпеть, сдержаться, уступить. Семья требует большого терпения и любви. И если люди через слезы, проблемы, все же идут к тому, что семья это не «я», а «ты и я», «мы», тогда Бог пребывает с этими людьми и ничего не страшно».
Сценическая версия и постановка: Родион Овчинников.
Сценография и костюмы: Лариса Курченко.
Действующие лица и исполнители: Окаемов Петр Михайлович — Владимир Этуш; Маша, его внучка — Мария Костикова; Нина Александровна — Анна Дубровская; Леонид Борисович — Кирилл Рубцов; Мотя, домработница — Ирина Дымченко или Ольга Тумайкина; Вера Михайловна — Анастасия Васильева.
Премьера спектакля «Окаемовы дни»
10 и 12 мая 2013 года
Начало в 19:00
Академический театр имени Евгения Вахтангова
Карта проезда, официальный сайт, телефон
При полном или частичном копировании материалов гиперссылка на источник ЛиЛиМи.ру (lilimi.ru) обязательна
26 апреля 2013 г.