Все звёзды ЛиЛиМи-справочник Кастинги / Съёмки Конкурсы и опросы Интервью

Режиссер Винсент Мун посетил Россию в рамках своего этнографического проекта «Russian Project by Vincent Moon»

Мы ВКонтакте * Мы в Facebook * Мы в Twitter __ Будь с нами!

Французский независимый режиссер Винсент Мун посетил Россию в рамках своего этнографического проекта «Russian Project by Vincent Moon». Почти три месяца он путешествовал по Северному Кавказу, Калмыкии, Воронежской и Белгородской областям, Карелии, не обошел вниманием и столицы.

Везде Винсент снимал короткометражные фильмы об исполнителях традиционных народных песен. Что привело известного режиссера в Россию, почему европейцы уезжают из городов, можно ли сохранить родную культуру в условиях глобализации, выясняла Ангелина Чуракова.

— Как пришла идея снять аутентичных музыкантов? И почему именно в России?

— Последние два года я изучал и искал традиционную музыку по всему миру. И возможность приехать в Россию возникла благодаря Булату Халилову и Елене Сахановой. Булат пригласил меня в Нальчик. После мы посетили другие регионы Северного Кавказа. Там я провел большую часть своего путешествия. Мы глубоко изучали традиционную музыку, потому что на Кавказе существует нехватка документальных фильмов о музыке. Это было удивительное приключение! Мы понимали, насколько важно записать пожилых людей, которые еще помнят традиционные песни.

Из дневника Винсента Муна:
«В прошлом Муи Гасанова записала десятки альбомов. Но где их сейчас найдёшь, кроме как у неё же дома в Махачкале? Она и сама не знает. Стоило приехать в Дагестан хотя бы ради того, чтобы иметь потом возможность слышать её голос вдалеке отсюда»

— А местные жители понимали всю важность вашего проекта? Как они относились к тому, что вы их записываете?

— Понимали не все. Мы провели очень много времени с молодыми людьми, которые нас поддерживали. Они осознавали, что их культура исчезает и есть несколько человек, а может, всего один человек, который помнит народные песни. Но местные жители не понимали, как запись этих фильмов поможет сохранить традиции. Но мне кажется, что мои работы сделают свое дело.

— Как молодежь Северного Кавказа относятся к родной культуре? Ведь там тоже в основном «попса» играет.

— Подобная ситуация существует по всему миру — молодежь слушает в основном западную поп-музыку.

Из дневника Винсента Муна:
«Как и множество других культур, находящихся в опасности, чеченская цепляется за мысли о происхождении мира и древнейшие легенды. Из пепла восстает старая сказка о чистоте»

— Как музыкальному редактору «ЭТНО-Радио» мне приходилось сталкиваться с нехваткой качественных записей и в регионе Северного Кавказа, и в Марий Эл и Удмуртии. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такую ситуацию?

— Путешествуя по всему миру, я узнал, что множество культур было записано. Но эти записи практически недоступны. Они либо спрятаны и засекречены, либо связаны с антропологическими исследованиями. Архивы недоступны даже для тех музыкантов, которые были записаны. Например, издательство «Ocora» — это один из самых богатых источников, главных архивов традиционной музыки. Все записи вы можете найти в Париже, но не в тех странах, где они были сделаны. Мне очень повезло жить в то время, когда есть возможность делиться знаниями бесплатно через Интернет.

— Насколько я понимаю, вы никогда не берете денег за свои лекции и показ фильмов?

— Иногда я беру деньги за мастер-классы, но за фильмы — никогда.

Из дневника Винсента Муна:
«Новое язычество, или неоязычество, как его принято называть, после падения СССР можно встретить повсюду от Балтийского моря до Кавказа. Всплеск этнического национализма вполне естественен в мире, где все формы идентичности перевернуты вверх дном»

— Винсент, где вам понравилось больше всего в России?

— Это очень журналистский вопрос! (смеется) Я замечательно провел время везде, где был. Могу сказать, что осетинская традиционная музыка больше сохранилась, чем черкесская. Но у черкесов и осетин была разная история.

— Я знаю, что вы слушали музыку разных регионов России. Где бы вы еще хотели побывать?

— Марий Эл, Чувашия, Тува. Но Тува хорошо задокументирована, поэтому я бы хотел бы посетить менее исследованные регионы.

Из дневника Винсента Муна:
«Традиция — это деревенские жители, которые хлопают в такт музыке
Современность — зрители, которые хлопают, когда музыка уже закончилась»

— В одном из своих интервью вы говорите, что люди вернуться к своим корням. Откуда такая уверенность?

— Очень интересный вопрос. Мне кажется, мы на пороге рождения нового вида духовности. На своих показах я замечаю, что люди, которые интересуются традициями и ритуалами — это образованные городские жители. И они близки к тому, чтобы оставить города и вернуться в деревни. По всему миру я вижу маленькие сообщества, которые имеют глубокую связь с природой, но используют современные технологии. Естественно, не следует ожидать, что традиционная культура вернется в той форме, в которой она существовала столетия назад. Но подобные сообщества будут первыми, которые положат начало новой форме традиций.

— Сейчас идет процесс глобализации, Интернет стирает культурные различия. А, по вашей версии, процесс будто обратный – люди к корням возвращаются. Возможно ли сочетание того и другого?

— Зависит от того, что вы понимаете под глобализацией. Новый мир, в котором мы живем, тот массив знаний, которым мы обладаем, все это — хорошо сочетается с возвращением к корням. И одна из наиболее интересных мне тем – как шаманы, например, Южной Америки используют достижения современной науки.

— Винсент, в своем дневнике вы пишете, что этно-поп вреден для традиционной культуры. Не могли бы вы пояснить свою точку зрения?

— Я интересуюсь тем, как разные культуры смешиваются. Но у традиционной культуры и поп-музыки слишком мало точек соприкосновения. У тех людей, которые глубоко занимаются традиционной музыкой, может возникнуть интерес к экспериментам. Между традиционной и экспериментальной музыкой диалог возможен.

— Значит, к такому жанру как «world music» вы относитесь положительно?

— Это слишком обширный вопрос, чтобы ответить однозначно. World music – это постколониальный термин. Это не музыка мира, это музыка «других миров» с точки зрения западного человека. Мне кажется, такая категоризация мало чему помогает. Я стараюсь избегать терминов «world music» или «этническая музыка». Мне интересно, как в наше время живут люди сохраняющие традиции своих предков.

Информация предоставлена: «ЭТНО-Радио»

21 ноября 2012 г.

Если новость Вам понравилась и оказалась для Вас полезной, поделитесь ей с друзьями!

 
Если вы нашли ошибку или неточность, пожалуйста сообщите об этом
VK facebook twitter
  • Кошечка ЛиЛиМи рада видеть Вас в гостях на сайте!

    В настоящий момент кошечка ЛиЛиМи посещает и освещает некоторые мероприятия, а также принимает участие в съемках. Но в основном занята обновлением и улучшением сайта. По вопросам участия кошечки ЛиЛиМи в вашем мероприятии или для приглашения на съемки, вы можете написать менеджерам. Обратите внимание, звонки не обрабатываются, только сообщения в Telegram, WhatsApp, Viber или SMS на номер +79015511155.